Михаил Годин: "Юго-Запад" — чистая энергия, чистый родник, из которого можно пить

Бейдж Михаила Година с фестиваля “Виват, Санкт-Петербург!”, СПБ, 1991 год
Бейдж Михаила Година с фестиваля “Виват, Санкт-Петербург!”, СПБ, 1991 год Автор: Личный архив

Каждый раз в ходе интервью с очередным рок-героем прошлых лет, я задаю вопрос о малоизвестных группах, которые тот может для себя выделить. Очень часто оказывается, что этими группами являются "Юго-Запад" и "Буква О", которые являлись другой стороной ленинградского панка в сравнении с более старшими и знаменитыми коллективами. Время идет, а про "Юго-Запад" и "Букву О" по-прежнему очень мало информации в интернете. На меня и моё творчество эти группы оказали не малое влияние, и я решил взять на себя эту миссию — встретиться с некоторыми участниками событий прошлых лет, чтобы всё разъяснить.

Михаил Годин, на сегодняшний день известный как актёр и сценарист, долгое время в конце 80-х являлся менеджером панк-групп "Юго-Запад" и "Буква О". Мы встретились с Михаилом в "Теремке" у метро Проспект Ветеранов, чтобы всё разузнать. С Михаилом Годином беседовал Артур Чаритон. Он же подготовил наш сегодняшний подкаст — продолжение сборника песен группы "Юго-Запад" и "Буквы О". 

Группа "Юго-Запад". С белыми рукавами — Михаил Годин Автор: Олег Зотов

Расскажи, как ты познакомился с группой "Юго-Запад"?

С Игорем Фроловым и Лёльсом я учился в одной школе, мы были в параллельных классах. После армии я познакомился с материалом Игоря и Лёльса, и мне очень понравилось. Играли они гораздо лучше, чем я, а с административной точки зрения у них были проблемы, я ими занялся. Репетиционная база уже была, но на птичьих правах, я им всё помог оформить на Проспекте Стачек 103 и организовал первый концерт в нашей родной школе. Интересно, что там появилось первое фанатское движение "Дети Юго-Запада", причём они все были алисоманы. На это выступление я притащил баллон жидкого азота в термосе на двадцать литров (с НПО Ленинец, где в то время работал стрелком ВОХР), чтобы создавать эффект дым-машины. Балон-термос дали с возвратом под честное слово, а азот просто налили — с пониманием люди были.

А второй концерт?

А второй концерт уже был с Дроном барабанщиком после множества репетиций в ДК Кировец на какой-то дискотеке. Помню, на санках аппаратуру тащили, он находился через дорогу.

А с какими-то ещё музыкантами ЛРК ты общался? Ходил на концерты?

Да, конечно, это единственная была отдушина в то время. Как таковым меломаном я не был, но на "Кино" и "Алису" я ходил, конечно.

Интересно, что они все тоже жили здесь, в Кировском районе.

Да, всё это было рядом, все были знакомы, нормально общались, никаких звёздных болезней. С Цоем я смешно первый раз столкнулся перед его акустикой в ДК Железнодорожников на Лиговке в 1986 году. Мы забрались в окно туалета через задний двор, и тут заходит Витя и тоже идёт в туалет. А за ним пьяный работяга заходит со словами "Чё!? Чукча, пришёл Цоя послушать!". Потом я с ним незадолго до его гибели общался, я пытался "Юго-Запад" подсадить на разогрев к группам, у которых уже появились деньги. И с Витей мы созванивались летом или весной и договаривались встретиться поговорить осенью, а осенью уже всё. Я не могу сказать, что я с ним дружил. Просто мы были из одного цеха, тогда было в порядке вещей подойти и представиться, мол: "Я из такой вот группы, есть предложение. Как ты относишься к тому и сему?". В рок-клубе пересекались, помню. И с Костей и Задерием бухали вместе, это было легко и просто.

Удостоверение ЛРК Михаила Година Автор: Личный архив

А они знали о группе "Юго-Запад"?

Конечно. Вот ты сейчас только что был на улице Лёни Голикова, там кинотеатр Комсомольский был, две с половиной тысяч посадочных мест, там был сольный концерт "Юго-Запада", а параллельно в этот же день в СКК был концерт "Алисы", и у нас был полный аншлаг, больше двух тысяч человек собралось. И к нам на тот концерт приезжало телевидение, брали интервью у алисоманов, как сейчас помню: "Сегодня выступает Алиса в СКК, почему вы здесь?" и ребята отвечают "У Алисы два дня концерты, а у "Юго-Запада" — один, сегодня мы с Ю-Зом, а завтра на Алису пойдём".

Круто. А сколько касса была?

А вот с кассой у нас всегда были какие-то проблемы. Я говорил про полный зал, а билетов продано было мало. У фанатов денег не было, они так прорывались.

Бейдж Михаила Година с "Фестиваля надежд", Москва, 1989 год Автор: Личный архив

Сегодня очень много молодых людей слушают "Букву О" и другие группы с участием Гитаркина и Тимы Земляникина. Расскажи о них.

Понимаешь, как это ни странно, но Тима вылез именно как шоумен, как Олег Гаркуша в "АукцЫоне". У него была одна своя песня про воробья. Интересно, что у него по началу не было слуха, он пел мимо нот, но он пел самозабвенно и очень громко, это заводило. Специально так спеть невозможно, понимаешь, уходить в минус на пол терции и держать это. А потом он научился петь и стал солистом, но это уже другое. Когда мы оформили точку официально и заключили договор на Стачек 103 с ЖЭКом, то они стали у нас репетировать, мы их взяли, они там подметали вместо субаренды так называемой, нормально было.

У тебя было тогда ощущение, что ещё пару лет и этой системы, как и страны, не станет?

Мы были аполитичны и такими понятиями не рассуждали. Я ушёл в армию в 1984 году, пришёл в 1986, сменилось два министра обороны, появился Горбачёв. Все зарабатывали деньги, даже те, кто говорили на таких как мы "ай-яй-яй", они всё равно чем-то занимались параллельно, все зарабатывали деньги, это был абсурд. Главная задача у властей была тогда всю чёрную экономику перевести в белую, как-то нормализовать, что кстати так и не получилось.

Буклет фестиваля "Балтийское лето" в Ивангороде, 1989 год Автор: Личный архив

Расскажи про фестиваль Балтийское лето в Ивангороде, который проходил в 1989 году.

Да, Ивангород-Нарва… Ты думаешь, я пил меньше, чем они!? Кто-то из "Буквы О" в авоське притащил банку со спиртом, мы ужрались тогда там просто до безобразия, на второй день ходили в Нарву опохмеляться, фестиваль был международный, хотя граница тогда была ещё чисто республиканская. В Нарве щётками мыли улицы и продавалась Кока-Кола.

Буклет фестиваля "Балтийское лето" в Ивангороде, 1989 год Автор: Личный архив

В чём на твой взгляд заключается феномен "Юго-Запада"?

Чистая энергия, как чистый родник, из которого можно пить, и никакая бутилированная вода не нужна. Из Егорыча пёрла просто бешеная энергия, Санька Махнач разбавлял жёсткость Игоря, без Сантёра "Юго-Запад" был бы другим.

Ты закончил деятельность менеджера группы "Юго-Запад" в 1990–1991 году. В жизни потом это сыграло положительную роль?

Да, конечно. Уметь организовывать концерты и прочие культурно-массовые "безобразия" — это круто. В середине 90-х или в конце, я уже точно не помню, ко мне приезжали ребята из группировки "Ленинград", предлагали стать их директором. Но я отказался, с меня Ю-За хватило. "Юго-Запад" — это легенда! Мы в 91 в "Юбилейном" на сольнике пять тысяч собрали, тогда только мэтры могли такое себе позволить — "Алиса", "Кино", "ДДТ". Да и сейчас не каждая рок-группа может на пятитысячник замахнуться. Ты не представляешь, в каких местах и с какими людьми я сейчас сталкиваюсь, которые, как позже потом выясняется, были фанатами группы "Юго-Запад". Это люди, которые уже состоялись, например, я знаю жену священника — бывшую поклонницу, крупный финансист в Арабских Эмиратах, список можно продолжать и продолжать…

Михаил Годин на фотосессии группы "Юго-Запад", 1989 год Автор: Олег Зотов

Спасибо тебе большое!

И тебе!

В качестве подкаста — продолжение сборника песен группы "Юго-Запад" и "Буквы О". Материал подготовил Артур Чаритон.

Hea lugeja, näeme et kasutate vanemat brauseri versiooni või vähelevinud brauserit.

Parema ja terviklikuma kasutajakogemuse tagamiseks soovitame alla laadida uusim versioon mõnest meie toetatud brauserist: