Апологеты лен-пост-панка: про секс и наркотики мы слышали только в кино
Каждый раз в ходе интервью с очередным рок-героем прошлых лет, я задаю вопрос о малоизвестных группах, которые тот может для себя выделить. Очень часто оказывается, что эти группы — "Юго-Запад" и "Буква О", они являлись другой стороной ленинградского панка в сравнении с более старшими и знаменитыми коллективами. Время идёт, а про "Юго-Запад" и "Букву О" по-прежнему очень мало информации в интернете. На меня и моё творчество эти группы оказали не малое влияние. В заключительной части интервью Александр Махнач, Олег Гитаркин и Александр Ионов поделятся своими воспоминаниями.
Заканчиваем серию материалов про "Юго-Запад" и "Букву О" микстейпом малоизвестных записей этих двух групп. Подготовил материал, беседовал и составил подкаст Артур Чаритон.
▶︎ Алесандр Махнач — в прошлом соло-гитарист группы "Юго-Запад".
Ты приехал в Ленинград в 1988 году, насколько я знаю, и как-то вышел на папу Тимы Земляникина для съёма комнаты на Маршала Казакова, так?
Немного иначе. В январе 1988, сразу после службы на Дальнем Востоке, я приехал в Ленинград. В конце декабря дембельнулся с корабля после трёх лет службы, Новый год провёл дома в деревне в Томской области, а потом поехал с другом в Питер. Сначала жил в общаге у друга и устраивался на работу. Сразу же посетил своего флотского дружка, Володьку Брокана, и он привёл меня в подвал на Стачек 105, где ребята и репетировали. Группа тогда была неполная, Егорыч играл на гитаре, Лёльс на баяне, а Валерка Линьков пробовал себя в ударных, но ни хрена у него не получалось. Так что шестого февраля мы провели первую репу, Лёльс взял в руки бас. Получается больше полутора лет я жил в общаге, работал на заводе "Эра" несколько месяцев, а потом устроился в Ленмостострой, общага на Яковлевском переулке стала моим домом. С "Буквой О" познакомились почти сразу, где-то весной 1988 года, жили все рядом. Иногда у Тимы тусили, так в общем и познакомился я с батей Тимы. А весной 1989 я был уволен с работы за прогулы и стал вольным художником. Вот и договорились с отцом Тимы, он сдал хату, с сентября 1989 я поселился там. Но с Тимой мы общались и раньше плотно, у меня в общаге часто зависали.
Сегодня очень многие молодые люди пребывают в шоке с записей и надрыва "Буквы О". Расскажи какие-нибудь истории и байки, которые всплывают с юности.
У "Букварей" генератором был Олег Фомченков, он же Гитаркин. Тима может что-то и писал, но, мне кажется, он мог только идеи подкидывать, а писал всё Олег. Гитаристом тогда был Лёха Закалдаев, он же Зэк. Надрыва я никогда не замечал, всё было весело — с бухлом и травкой, если мы с Егорычем всегда бухали, то буквари считали себя модниками и больше курили. Музыку они слушали совсем другую, что было причиной подколов, мы были брутальнее (улыбается).
То есть они слушали британский Манчестер и прочую новую волну, а в "ЮЗ" все были ориентированы на народные мотивы?
Не, мы слушали всякий близкий к року жесткач и панк, а они залипали на всякой мути псевдопопсовой, типа Duran Duran, The The, Public Image Ltd. и на всякую хрень с обилием клавиш.
Я правильно понимаю, что все соло-партии в "Юго-Западе" ты придумал? Или какие-то партии вместе с Игорем? Соло-гитара же делала саунд группы самым узнаваемым.
В "ЮЗ" для меня было самое шикарное музыкальное время, был соло-гитаристом. Потому и песен моих было всего 5 штук в репертуаре. Вообще мне песни Егорыча больше нравились. Соляки сам придумывал и многие аранжировки, Егорыч давал основную тему и, сидя на кухне или на реп. точке, мы ваяли композицию. Вообще в "ЮЗ" преобладало коллективное творчество. Мы репали почти каждый день. Играл я на Musima Deluxe 25 с дефектом, а потом купил у Orfeus.
▶︎ Олег Гитаркин — бывший басист и соло-гитарист "Буквы О", "Мёртвых Парашютистов" и группы "Нож для Фрау Мюллер". Сегодня — музыкант и основатель проекта Messer Chups.
"Буква О" ведь была первой группой, в которой ты по-серьёзному начал сочинять и играть?
До "Буквы О" я играл в нашей дворовой группе, репетировали в родной 261 школе. Названия мы меняли на каждой репетиции, я тогда играл на барабанах, ибо думал, что гитара мне не по зубам. Струны, аккорды, мне казалось, что это очень сложно, но позже я всё-таки стал осваивать гитару, так как во дворе все уже играли на гитарах. Позже мы создали группу "Буква О", я сначала играл на гитаре, но позже мы поменяли состав и я решил играть на басу.
Расскажи, как ты познакомился с Вадимом Тимофеевым и другими участниками будущей группы?
С Тимой мы знакомы со школы, он учился на два класса младше, мы дружили, вместе гуляли и так далее. Позже я решил взять его в группу, потому что мы все время проводили вместе. Тима не умел ни на чём играть, и мы решили сделать из него шоумена, позже он стал петь в группе.
Я очень часто слышу, что именно ты писал в "Буква О" тексты и придумывал общий скелет песни и гармонии, тогда как Тима просто пел или орал. Это правда?
Да, всё придумывал я. Тексты, скелет песни, гармонии. Аранжировки мы делали вместе, какие-то мысли вносил наш новый барабанщик Леша Микшер, он вообще сильно помог группе тогда, снабжал нас новой музыкой.
Сегодня очень много молодых людей, которые натыкаются на оцифровку альбомов и записей "Буквы О", поражаются материалу. "Петля Нестерова" вроде тоже была стильной лен-пост-панк командой, но у вас было всё совсем иначе по духу и по концепции. Что ты думаешь по этому поводу?
Да, наверное, мы отличались. Думаю, просто мы были моложе многих и проще ко всему относились, у нас не было больших познаний о звуке, о мастерстве игры, у нас было желание играть музыку, и мы это делали, но как-то по-детски что ли, неосознанно...
Кто написал музыку и текст песни "Вечереет", она же "Нарисую?
Вроде я написал, не помню правда, о чём она. В группе только я писал тексты, Тима не очень-то хотел этим заниматься.
У тебя была довольно интересная бас-гитара в то время Jolana Iris Bass, ты помнишь, где и как она была куплена?
В комиссионном магазине на Ленинском проспекте купил её, на ней ещё были странные струны с пластиковой оплёткой, Микшер сказал срочно срезать эту оплётку, я потом струны купил другие. Позже эту гитару украли с репетиционной базы группы "Пупсы", мы тогда уже были "Нож для Фрау Мюллер", сменили состав и стиль.
▶︎ Александр Ионов – основатель скандального питерского клуба Ионотека и Ionoff Bar, до отъезда из Ленинграда в 1990 году был подростком, который ходил на концерты "Буквы О" и "Юго-Запада", но об этом мало кто знает.
В 1988-1990 годах, живя ещё в том Ленинграде, ты ходил на "Юго-Запад" и "Букву О". Расскажи, как ты узнал об этих группах?
Группа "Юго-Запад" почему-то постоянно мелькала на разогреве у группы "Чайф". Тогда это не было зашкварным "русским роком", и куча молодых неформалов и школьников в 1990 подпевали их тогда ещё свежим хитам "Поплачь о нём" и "Ой йо". Так вот именно перед "Чайфом" я в свои нежные 16 лет как минимум два раза видел "Юго-Запад" с их классической программой, где были самые крутые их треки: "По разбитым бутылкам", "Алкоголик" и, конечно же, "Зачем ты спишь с негром?". Несмотря на эти убойные треки никто особо серьезно эту группу не воспринимал, возможно, из-за шуточек между песнями, типа высказываний в микрофон: "Фашисты — мои друзья!" и т. д. Разумеется, всё это было стёбом. Потом откуда-то появилась и кассета с этими треками. Эти записи я нашел в интернете только в нулевых, спустя 10 лет.
С группой "Буква О" всё было совсем наоборот. Во-первых, их показали по телевидению в программе "Поп-Антенна", это был клип на песню "Молодец", где группа глумилась над фотографией поп-звёзд "Modern Talking", это сразу же вызвало бурю возмущения от фанатов попсы — редакцию завалили гневными письмами. "Буква" изначально была окутана облаком скандальной славы, настоящие панки. В общем, все, кто был в теме, знали про этот скандальный коллектив. А еще я учился в одном медицинском училище с соседом Темы Земляникина по лестничной площадке. И он постоянно рассказывал мне какие-то чудные баки о его странном соседе, с которым постоянно сталкивался в лифте. По его словам, Земляникин уже тогда, в 1990, был весьма "не от мира сего", хотя о наркотиках речи не было.
На твой взгляд, какое значение эти группы имели тогда для неформальной молодёжи города? Какую нишу они занимали?
Обе группы имели отличные шансы стать популярными, материал их песен я до сих пор нахожу весьма талантливыми и даже свежим. Время было смутное, а народ у нас тяготеет к раскрученным брендам и громким именам. Вот почему группы первого эшелона рок-клуба, конечно, воспринимались полностью "всерьёз", а молодые ребята не очень. В сложный переходный момент от совка к новой России не оказалось рядом заботливого Андрея Тропилло, который, например, в своё время вытащил на свет молодую группу "Ноль", и много коллективов канули в лету, спились, умерли или куда-то делись.
Участвовал ли ты в массовке для клипа на песню "Алкоголик" в кинотеатре Комсомольский?
Разумеется нет, я был слишком молод. Это сейчас дети начинают бухать в 13 лет. В Ленинграде 1989-90 обитала весьма приличная публика, и алкоголь был скорее артефактом маргиналов. Про секс и наркотики мы слышали только в кино. За травку из всего рок-клуба посадили одного или двух человек, это просто не было в тренде. Разумеется, богема попивала их вечный портвейн, но жуткий токсичный беспредел, в том числе и с наркотой, в стиле клуба "Там-Там", начался только с приходом "свобод" Ельцина и прочих "чудес демократии" 90-х.
Какие песни "Буква О" и "Юго-Запада" тебе нравятся по сей день и в каких не теряется актуальность, по твоему мнению?
Мне нравятся их ранние работы, те которые я уже упомянул. Это очень классная музыка, несмотря на низкое качество записи, эти парни реально имели искру таланта, и я неоднократно ставил их треки на своих DJ-сетах, и каждый раз убеждался, что сегодняшние молодые люди точно так же ловят кайф от этого музла. Один из секретов нетленки — минимализм аранжировок и отсутствие занудства, которым уже тогда начал обрастать русский рок в лице БГ и его коллег. Это такая голая скелетная музыка — бас, ударные, вокал — всё очень чётко и очень энергично. Это подкупает каждый раз.
Что в том перестроечном Ленинграде образца 1988-1989 годов было точно лучше, чем в сегодняшнем Санкт-Петербурге? Есть аспекты жизни / вещи, по которым ты скучаешь?
Очень не хочется скатываться в стариковское ворчание, но придётся. Я бы вернул пустой неперенаселенный Ленинград середины 80-х. Я жил на улице Алтайской Московского района, и машины по улице в дневное время проезжали с интервалом 25-30 минут. Я помню, как в 1985 у меня был скейтборд и я мог спокойно кататься по проезжей части — машину или трамвай на тихой улочке можно было услышать почти за 500 метров, я спокойно ждал пока они проедут и продолжал катание. Сейчас подобная беспечность кажется безумной, но слегка безлюдный город имеет своё очарование.
Заканчиваем серию материалов про "Юго-Запад" и "Букву О" микстейпом малоизвестных записей этих двух групп. Подготовил материал, беседовал и составил подкаст Артур Чаритон.